План-конспект  урока
По информатике и ИКТ
в 7 классе ГБОУ школы №375 с углубленным изучением английского языка
на тему «Форматирование текста»



Разработала: Щапкова Ольга Николаевна



        Санкт-Петербург, 2019



Класс: 7 А
Тема урока: Форматирование текста
Цель: создание условий для овладения детьми знаниями форматирования текстовых документов на компьютере и навыками работы в программе Microsoft Word.
Тип урока: урок освоения новых знаний
Вид урока: комбинированный
Задачи:
- закрепить знания по теме «создание текстовых документов на компьютере»;
- сформировать знания о форматировании текстовых документов на компьютере;
- сформировать навыки работы в программе Microsoft Word.
Планируемые результаты:
Предметные:
- сформировать представления о вводе и редактировании текстов как этапах создания текстовых документов;
- сформировать представления о прямом и стилевом форматированиях, различных текстовых форматах.
Метапредметные: 
- сформировать умения и навыки использования средств информационных и коммуникационных технологий для создания текстовых документов; 
- сформировать навыки рационального использования имеющихся инструментов.
Личностные:
- сформировать понимание социальной, общекультурной роли в жизни современного человека навыков квалифицированного клавиатурного письма.
План урока:
1. Организационный этап
2. Закрепление изученного материала
3. Постановка цели урока
4. Акутализация знаний
5. Физ.минутка
6. Совершенствование навыков
7. Рефлексия
8. Домашнее задание
Оборудование: карточки, презентация Power Point, классные тетради, учебники, ПК, мультимедийный проектор














ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1. Организационный этап. 2 мин
- Здравствуйте, ребята. Проверьте свою готовность к уроку. Всех рада видеть, начнем наш урок!
Учащиеся приветствуют учителя и проверяют готовность к уроку.
2. Закрепление изученного материала.
7 мин
- Давайте вспомним с вами, что мы проходили на прошлом уроке.

- Какие это программы?
- С помощь чего осуществляется ввод текста на компьютере?
- Что ещё нового вы узнали на прошлом уроке?






- Ребята, давайте посмотрим на экран.
 На экран проецируется Задание 1 - Найти соответствие клавиш и команд. 

Проверяют правильность выполнения задания. Учитель спрашивает тех учащихся, кто поднимает руку

На экран проецируется Задание 2 - Что делают следующие комбинации клавиш?

Проверяют правильность выполнения задания. Учитель спрашивает тех учащихся, кто поднимает руку


- Ребята, каким образом можно ещё просматривать текст на экране?



- Ребята, при редактировании можно работать не только с отдельными символами, но и с целыми фрагментами текста. Что такое фрагмент?

- Каким образом можно выделить фрагмент?






- Что можно сделать с выделенным фрагментом?

 - На слайде перечислены предложения, где правильно расставлены пробелы между словами и знаками препинания?

 На экран проецируется задание 3 - Где правильно расставлены пробелы между словами и знаками препинания? 

Проверяют правильность выполнения задания. Учитель спрашивает тех учащихся, кто поднимает руку.

 Оценивание самых активных участников

- Мы познакомились с программами по созданию текстовых документов на компьютере.
- Блокнот, Writer, Word. 
- Ввод текста на компьютере осуществляется с помощью клавиатуры.
- Как можно редактировать текст, проверку правописания в текстовом процессоре, что такое фрагмент и каким образом его можно редактировать.




Дети выполняют задание.







Дети выполняют задание.







- С помощью полос прокрутки, расположенных справа и внизу окна документа.

- Фрагмент – это произвольное количество следующих один за другим символов текста: один или несколько
символов, слово, строка, предложение, абзац или даже весь документ.

- Чтобы выделить фрагмент, необходимо установить указатель мыши в начало нужного фрагмента и, держа левую кнопку мыши нажатой, протянуть указатель до его конца.


- Удалить, вырезать, копировать, вставить.






Дети выполняют задание.

3. Постановка цели урока. 2 мин
- Ребята, а как вы думаете, что ещё можно делать с текстом?
- Да, правильно. Каким, словом можно назвать перечисленные действия?

- Правильно. Это тема нашего сегодняшнего занятия. Что же такое форматирование? Форматирование – это процесс оформления текста. Цель форматирования – сделать восприятие готового документа простым и приятным для чтения.

На экран проецируются определение форматирования и его цель.



- Менять размеры шрифта, цвет, шрифта и т.д.
- Форматирование.










Учащиеся записывают тему урока и определение в тетрадь.


4. Актуализация знаний. 10 мин
- Оформляя документы, пользователь применяет к отдельным его элементам команды форматирования. Существует два способа форматирования текстов: прямое и стилевое форматирования. На экран проецируются способы форматирования текста. 
Прямое форматирование применяют к произвольным символьным фрагментам (отдельным символам, словам, строкам, предложениям) и абзацам. 
Что же такое символ?
Символ – минимальная графическая единица текста. Основные свойства символа: шрифт, размер шрифта, начертание и цвет.
На экран проецируются определение прямого форматирования, символа и его основные свойства.
Шрифт – это выполненные в едином стиле изображения символов, используемых для письма. Доступны тысячи различных шрифтов. Все их можно разделить на четыре основные группы:
1) Шрифты с засечками,
2) Рубленые шрифты,
3) Каллиграфические (рукописные) шрифты,
4) Декоративные шрифты.


На экран проецируются определение шрифтов, его виды с примерами.

- Размер (кегль) шрифта – высота шрифта, измеряемая от нижнего края самой низкой буквы до верхнего края самой высокой буквы. Кегль измеряется в пунктах. Один пункт равен 1/72 дюйма (приблизительно 0,35 мм).

На экран проецируются определение размера и картинка, на которой показано, где можно на панели инструментов изменить размер шрифта.

- Начертание символов: нормальное, полужирное, курсивное, подчёркнутое, перечёркнутое, контурное, верхний индекс, нижний индекс. На экран проецируются начертания символов с примерами и картинка, на которой показано, где можно на панели инструментов изменить начертание символов.
Цвет символа – цвет видимой части символа (рисунка).

На экран проецируется картинка, на которой изображено, где на панели инструментов можно изменить цвет символа.

 - Далее рассмотрим форматирование абзацев. 
Абзац – это часть документа между двумя соседними непечатаемыми управляющими символами конца абзаца. Процесс ввода абзаца заканчивается нажатием клавиши Enter.
Основные свойства абзаца: выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал, отступы слева и справа, интервалы перед и после.
Выравнивание абзаца – расположение абзаца относительно боковых границ страницы (по левому краю, по центру, по правому краю, по ширине).
Отступ слева (справа) – расстояние от края страницы до левой (и, соответственно, правой) границы абзаца.
Отступ первой строки – отступ перед абзацем, красная строка.
Интервал перед и после задают расстояние между соседними абзацами соответственно сверху, снизу, в пунктах.
Междустрочный интервал определяет расстояние между соседними строками внутри абзаца.
На экран проецируются определение абзаца, его основные свойства, а также картинка, где эти свойства можно изменить.
Небольшие документы можно оформить прямым форматированием. При работе с большими текстами, как правило, используют стилевое форматирование. Смысл заключается в том, что структурным элементам, несущим одну и ту же функциональную нагрузку, назначается определённый стиль форматирования – набор параметров форматирования (шрифт, его начертание, размер и так далее).
 
На экран проецируется смысл стилевого форматирования.

- При оформлении текстового документа, предназначенного для печати, особое внимание следует уделить его расположению на листе бумаги. Пользователь может выбрать ориентацию листа бумаги (книжную, альбомную), размер бумаги, задать определённые параметры страницы (поля, колонтитулы, положение переплёта).

На экран проецируется панель «Параметры станицы».

- После форматирования текста необходимо его сохранить в определённом формате. Наиболее распространены следующие форматы файлов, в которых сохраняются текстовые документы: 
- TXT – сохраняет текст без форматирования, в тексте вставляются только управляющие символы конца абзаца.
- DOC – собственный формат документов Microsoft Word,
- ODT – собственный формат документов OpenOffice.org Writer,
- RTF – универсальный формат, сохраняющий всё форматирование,
- HTML – формат, используемый для хранения web-страниц,
- PDF – формат, предназначенный для представления в электронном виде печатных документов.

На экран проецируются форматы файлов, в которых сохраняются текстовые документы.


Учащиеся слушают учителя.
5. Физ.минутка. 1 мин
Выполняется разминка
Выполняют разминку
6. Совершенствование навыков. 15 мин
- Ребята, а теперь полученные знания мы закрепим практической работой на компьютере.

Учащимся выдаются карточки с заданием.

- Наберите текст в программе Microsoft Word, учитывая правила печатания текста.
Требования к оформлению:
- Формат бумаги А4.
- Размеры полей страницы: правое – 30 мм; верхнее, нижнее, левое – 20 мм.
Первый абзац:
- Отступ слева – 7см; Ж, Times New Roman, 12, цвет синий, выравнивание по левому краю.
Второй абзац:
- Отступ красной строки – 1 см; К, Ч, Arial, 16, цвет черный, выравнивание по ширине.
Третий абзац:
- Отступ справа – 5 см; начертание обычное,Times New Roman, 20, цвет черный, выравнивание по левому краю, междустрочный интервал – 1,5
Учитель проверяет работы и выставляет оценки за практические задания.








Учащиеся за компьютером выполняют задания.
7. Рефлексия. 5 мин
Учитель передает учащемуся мяч и спрашивает:
- Что сегодня вы узнали нового?
Передает мяч следующему:
- Что было для вас тяжело?
Передает мяч следующему:
- С какими затруднениями вы столкнулись при выполнении практической работы?




Учащиеся отвечают.
8. Домашнее задание. 3 мин
- В учебнике прочитайте §4.3, закрепите теоретический материал и выполните тренировочное упражнение на ПК дома под  номером 192. Здесь необходимо набрать данный текст и отформатировать его по образцу.

- Всем спасибо за урок!
Учащиеся записывают Д/З в дневник.






Учащиеся благодарят учителя




Комментариев нет:

Отправить комментарий